Балтийская коса - узкая полоска суши протянувшаяся между Балтийским морем и Калининградским (Вислинским) заливом. По суше сюда добраться можно только через Польшу, которой принадлежит 20 из 55 километров косы, да и то через границу не переберёшься - нет погранперехода. С российской-же стороны нужно пересечь Калининградский морской канал. Паром через канал в посёлок Коса ходит из Балтийска всего несколько раз в день. Расписание рейсов может варьироваться в зависимости от погоды, в туман или шторм, например, Коса оказывается отрезана от большой земли. М-да, жителям Косы не позавидуешь.
Вид на Калининградский морской канал с маяка в Балтийске
Долгое время Балтийская коса, как и город Балтийск, была закрытой территорией, на которую простым смертным въезд был заказан. Тому способствовали пограничная зона и базирующиеся в Балтийске военные моряки. До сих пор на въезде в Балтийск стоит КПП и проверяют паспорта. Правда "проверяют паспорта", это, конечно, сильно сказано, в основном, женщины в форме просто заходят в автобус, смотрят на пассажиров строгим взглядом и тут-же выходят.
Чтобы оказаться на косе нужно перебраться через морской канал. Здесь, рядом с посёлком Коса, находится заброшенный военный аэродром.
Строили аэродром еще во второй половине тридцатых годов прошлого века. В 1934 году, когда эти края ещё были частью Восточной Пруссии, на косе немцы стали сооружать аэродром Нойтиф (Neutief). Он был построен для Люфтваффе, и сдан в эксплуатацию в конце 1939г. Аэродром функционировал и как сухопутный, и как база для гидросамолётов. Аэродром по тем временам был наисовременнейший - с подсветкой огнями, установленными на водной глади гидрогавани, а сухопутные взлетно-посадочные полосы были расположены под углом 45 градусов к друг другу, что давало возможность эксплуатации авиабазы практически при любой погоде и любом направлении ветра.
На аэродроме было 3 огромных бетонных ангара для самолётов и ещё 2 металлических для другой техники.
После Великой Отечественной войны аэродром достался Советскому Союзу вместе с частью Восточной Пруссии, ставшей Кёнигсбергской областью. Впрочем, Кёнигсбергской область была недолго, уже в 1946 году она была переименована Калининградскую. Аэродром достался в идеальном состоянии. Ворота ангаров электрифицированы, инженерные системы работали, всё было по-немецки качественно. С 1947 г. здесь базировались гидросамолеты "Каталина". Потом сюда были переведены самолеты-амфибии Бе-4 - "летающие лодки". Постепенно начали разваливаться ангары - сломались ворота, прохудилась крыша. Самолёты вывезли на рулёжные дорожки и стали хранить под открытым небом. А с середины девяностых аэродром стал и вовсе никому не нужен, военные отсюда ушли и всё пришло в полное запустение.
От причала посёлка Коса до аэродрома от силы минут 10 ходьбы. Первый след запустения - разрушающийся ангар, за ним - бывшее административное здание с башенкой, где когда-то были часы.
Некоторые бетонные дорожки ведут от ангаров прямо в воды гидрогавани. Пройдя по рулёжкам пару километров, попадаешь на взлётно-посадочную полосу аэродрома. Взлётка - это порядка двух тысяч бетонных плит, уложенных в два слоя: верхний советского производства, нижний - ещё немецкого.
В целом, заброшенный аэродром живо напоминает декорации к фильму "Сталкер" Андрея Тарковского.
Если пойти от причала в посёлке Коса не налево к заброшенному аэродрому, а направо, то дорога выведет к развалинам форта Западного, входящего в комплекс фортификационных сооружений XVII—XIX веков защищавших Пиллау (немецкое название Балтийска). Кроме Западного форта 1869 года постройки, расположенного на Балтийской косе, в комплекс входил Восточный форт 1889 года постройки, прикрывавший цитадель и форт «Штиле» построенный в 1889 году на окраине Пиллау.
Ныне до руин Западного форта, как и до некоторых других фортификационных памятников Балтийска никому нет дела. Море постепенно подмывает кладку стен и обкатывает кирпичи подобно камням-голышам.
Источник http://trttptm.livejournal.com/10041.html
|